Надежда (nadiin) wrote,
Надежда
nadiin

Category:

«Пусть приступают к Причастию Христову чаще»

Оригинал взят у pa_o_lina в «Пусть приступают к Причастию Христову чаще»
Adrian Agachi. „Să se apropie şi mai des de cuminecarea cu Hristos“. 13.03.2014.

Во многих богословских текстах, подчас даже известных, сентенциозно утверждается, что у мирянина нет права причащаться чаще, чем один раз в сорок дней. При этом нередко ссылаются на свт. Симеона Фессалоникийского. Основная проблема заключается в том, что, по сути, цитируемый фрагмент выражает как раз противоположную точку зрения. Это указывает на ошибку в интерпретации, которая сохранилась до настоящего времени и самовластно останавливает тех, кто желает чаще приступать к Святым Тайнам.

В качестве бесспорного аргумента против более частого причащения иногда приходится слышать мнение о том, что у мирянина нет права (!) приступать к Чаше прежде, чем пройдут сорок дней с момента последнего причащения. Те люди, которые приводят этот аргумент, либо не знают источник, что существенно снижает весомость этого довода в глазах собеседников, либо приписывают это мнение свт. Симеону Фессалоникийскому. Люди, высказывающиеся в пользу такой точки зрения, не знают, что свт. Симеон Фессалоникийский не виноват в этой ошибке. Напротив, в указанном отрывке он утверждает в точности противоположное аргументу вышеупомянутых «благочестивых» христиан. Вот что говорится в этом фрагменте: «Мы, архиереи и иереи, да будем всегда причастниками Страшных Тайн, священнодействуя со вниманием, сокрушением сердца и исповеданием; что касается и до прочих, и они часто да приемлют Приобщение с покаянием, сокрушением сердца и готовностью души; и никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает Четыредесятницы. А у кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к Причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении – наша жизнь и сила» ( «Премудрость нашего спасения», глава 8 «О Божественной молитве», § 324 «О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном»). В нормальном случае этот фрагмент уже не нуждается в дополнительных комментариях для того, чтобы понять действительную точку зрения автора. Тем не менее, аргумент о том, что свт. Симеон Фессалоникийский якобы однозначно поддерживает причащение один раз в сорок дней, сохранился и получил распространение в частых дискуссиях о «продолжительности» интервала между причащениями. Однако, как видно из процитированного отрывка, мнение, высказанное св. Симеоном, совершенно не противоречит словам других святых отцов – свт. Кирилла Александрийского, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Паламы, прп. Симеона Нового Богослова или прп. Феодора Студита, которым мы уделяли и будем уделять в дальнейшем все наше внимание. Напротив, в трудной ситуации того времени, когда христиане являли небрежение и невежество, он был вынужден напоминать им о необходимости причащаться не реже, чем раз в сорок дней. Однако ошибка в толковании этого места привела к противоположному результату: некоторые христиане стали думать, что сорок дней – это минимальный интервал между причащениями.

Откуда же взялась такая интерпретация? Правдоподобное объяснение подобного толкования этого фрагмента заключается в том, что он является частью главы, адресованной тем, кто приближается к закату своих дней. Так, было сочтено, что только таковым следует чаще приступать к Святым Тайнам. Возможно, первый, кто высказал это ошибочное мнение, упустил из виду тот ключевой момент, где свт. Симеон утверждает, что «никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает Четыредесятницы». По всей видимости, было сделано ошибочное предположение, что под этим словосочетанием «никто из людей» подразумевается «никто из болящих». При этом не было замечено, что в конце процитированного фрагмента о болящих говорится отдельно. Как бы ни ставился вопрос, ошибочное толкование существует по сей день и продолжает приносить много вреда, препятствуя более частому причащению некоторых христиан, которых не останавливает ничего, кроме неправильно сформировавшегося взгляда на эту проблему. В той же главе свт. Симеон Фессалоникийский приводит аргументы в пользу более частого причащения: «Тогда какая будет нам польза от того, о чем мы теперь заботимся? Итак, мы должны смиряться, каяться, исповедоваться Богу, призывать Его на милость, стараться быть причастниками Таинства причащения и постоянно совершать сие со вниманием и в смирении души, потому что это-то и значит быть с Богом, а Богу – быть с нами, ради чего Он и воплотился» («Премудрость нашего спасения», глава 8 «О Божественной молитве», § 323. О возношении хлеба Пресвятой (Панагии)). Говоря о «постоянном» причащении, свт. Симеон Фессалоникийский не хочет навязывать нам какой-либо срок. В первую очередь, он заботится о духовном настрое христианина, о благоговении и смирении, с которыми ему следует приступать к Святым Тайнам. Иными словами, каждому из нас надлежит причащаться без рассуждения, но осознавать тот дар, который мы приняли от Бога. С другой же стороны, сознание того, что мы получили этот дар, должно нас не надмевать, но смирять. Хотя мы грешим, Христос согласен пребывать в нас. Хотя мы немощны и удобопреклонны ко злу, Он склоняется к нам, полный любви и смирения. Приступать к Чаше нам следует именно с такими смиренными мыслями. В другом вопросе, обеспокоенный ошибочным верованием некоторых престарелых или болящих христиан в то, что принятие причастия — это предвестие кончины, свт. Симеон Фессалоникийский отмечает: «В приобщении Тайн Христовых ты скорее обрящешь источник жизни и силы, ибо, прикоснувшись ко Христу, и кровоточивая исцелилась, и прокажённые единым прикосновением Его были очищены, и мёртвые восставали, когда рука Его касалась их, и тебя Он оживит, а не умертвит» («Премудрость нашего спасения», глава 8 «О Божественной молитве», § 324 «О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном»). Здесь мы видим критику мнения, совершенно несовместимого с жизнью во Христе. Невозможно думать о причащении как о предвестии смерти. Принятие причастия – это предвкушение Царства Небесного, момент, в котором земное существование, утомительное и повторяющееся, преодолевается и преображается, это миг встречи с Богом лицом к лицу. Однако, к сожалению, в наши дни мы еще видим немало христиан, которые причащаются редко и считают себя праведными благодаря своему выбору, или тех, кто, будучи уже в преклонном возрасте, не причащается вовсе, полагая, что причаститься надлежит только на смертном одре. Нам не остается ничего другого, как оплакивать эти две совершенно неприемлемых позиции, которые не имеют никакого отношения к подлинной вере, но в действительности только уводят с пути спасения. В следующей статье мы обратим наше внимание на свидетельство прп. Феодора Студита о таинстве Евхаристии.

Фото: ziarullumina.ro

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments